TURDV.ru v.2

Туристический портал

Логин:
Пароль:
Регион:   
Мнения экспертов > Эффективно ли туристическое образование в России?

Эффективно ли туристическое образование в России?

Эффективно ли туристическое образование в России?

Карен Гончаров, генеральный директор DSBW:

Эффективность туристического образования в России низкая – ее можно оценить не выше чем в 5 баллов по 10-бальной шкале. Когда в турфирму приходит человек с образованием, его приходится учить заново, чтобы стать полноценным менеджером направления нужно потратить около 2 лет. 

Доля работников с профессиональным образованием в сфере туризма в туркомпаниях в настоящий момент минимальна. Должности ведущих менеджеров чаще всего занимают именно люди без туристического образования. При этом в туроператорских компаниях работников с образованием все же больше, нежели в турагентстких, где очень развита «родственно-дружественная» система приема на работу.

Массовый приход специалистов из других областей в туризм происходил как раз 10-15 лет назад. Сейчас работники с образованием – это, в основном, представители нового поколения, которые пока работают на низших должностях – визовик, помощник менеджера. Кстати, гораздо более подготовленными для работы оказываются студенты-заочники, которые во время обучения начинают в турфирмах с нижних ступеней, в качестве, например, курьера.

Молодых специалистов учат общим вещам – как устроен отель, самолет и т.д., зачастую они даже не знают, что такое «блоки мест», не говоря уже о тонкостях продаж. При этом приоритетом при приеме на службу, несомненно, является опыт, знание направлений и умение общаться с клиентом.

Чтобы усовершенствовать систему туристического образования в России, необходимо ввести обязательную практику студентов в турфирмах – как минимум на полгода или на сезон. Кроме того, нужна специализация по группам направлений, по видам туризма (специалист по горным лыжам, по Западной Европе и т.д.). Студент должен изучить страну, на которой будет специализироваться, и для этого учебным заведениям нужно, скооперировавшись с туроператорами, отправлять будущих специалистов в рекламные туры – 5-10 раз за время всего обучения.

Александр Корбарум, генеральный директор «ИнтАэр»:


В этой области, как и в любой другой, все зависит от ответственности студента, от готовности начать практиковаться еще во время обучения. Летом у нас стажируются студенты последних курсов в качестве помощников менеджеров, визовиков. Но, к сожалению, готового специалиста после института получить почти невозможно: выпускники все равно выходят неподготовленными.

Для туризма профессиональное образование в качестве фундаментальной базы – это, безусловно, большой плюс. Проблема в том, что у студентов представление об этой профессии очень идеализированное. Этот настрой поддерживают и учебные заведения, где профессия представляется с внешней, радужной стороны: поездки за границу, практика языка. Туризм – это, прежде всего, законы, технологии, контрактинг, это самый настоящий производственный процесс: надо быть готовым к напряженной работе. Учебные заведения должны в первую очередь правильно ориентировать студентов, давать реальное представление о профессии, обучать технологии производственных циклов, повысить уровень неформальной аттестации, подготовить к работе в четко регламентированной структуре. Наиболее приоритетным для сотрудника является опыт работы. Работников с специальным образованием в компаниях сейчас мало, в основном молодежь. Что касается сотрудников руководящих постов, это в основном талантливые «самоучки из 90-х». Работа же в турагентствах вообще требует особого мастерства: здесь скорее нужен дар продавца.

Валерий Лощиц, генеральный директор «Астравел»:

Я бы оценил туристическое образование в 2 балла из 10, т.к. оно абсолютно оторвано от реальной профессии. Реальность такова, что подавляющее большинство сотрудников, которые дошли до наивысших достижений, – это люди без профессионального туристического образования. Я сторонник хорошего базового образования – технического, экономического, языкового, гуманитарного и проч. Такой специалист сможет легко в будущем освоить такую прикладную отрасль, как туризм. Чтобы работать в туризме, необходимо хорошее знание русского языка, иностранного (хотя бы базового английского) языка, требуется представление о бухгалтерии (договоры, акты, счета, НДС и т.д.), владение компьютером и базовыми программными продуктами (создателей «Мегатек» или «Само-софт»), которыми пользуется турбизнес, знание географии, истории – хотя бы на хорошем школьном уровне. Все это должно дополняться хорошим уровнем всестороннего развития, т.к. идет работа с клиентом. 
Выпускники туристических ВУЗов зачастую не имеют даже этого базового набора.

В этих институтах довольно эклектический набор предметов, которые к тому же преподаются на упрощенном уровне. Создается впечатление, что профессиональное образование в туризме – это своеобразная услуга: «платишь деньги – получаешь диплом». Пользуются этим, в основном, те, кто не дотянул до чего-то более серьезного. Туризм при этом рассматривается лишь как «интересная отрасль», не более того.

Проблема усовершенствования и практики для студентов туристических ВУЗов тоже требует решения. Стажировать студентов, к сожалению, очень сложно – приходя на какое-то время поработать в качестве низших звеньев в коллективе, они, из-за полного незнания дела, скорее мешают работе профессионалов, чем приносят пользу.

Мария Чупина, руководитель отдела развития агентской сети «1001 тур»

Я обучалась в туристическом вузе, и не назвала бы знания, полученные там, лишними. Однако безусловным минусом туристического образования в нашей стране является то, что существует не так много преподающих «практиков», – зарплата преподавателя гораздо меньше, чем у руководителя направления турфирмы. А профессиональные педагоги, как правило, далеки от техники продаж.
Во время моего обучения было 3-4 преподавателя-практика – по меркам российских вузов, это очень много. Я считаю, что образовательный стандарт в российском туризме достаточно хорош, но отсутствие соответствия с практической работой менеджера приводит к тому, что из вузов выходят специалисты, не умеющие делать расчет тура, не понимающие специфики работы туроператоров и турагентств.

Проблема еще и в том, что зачастую обучаться туризму идут люди, которые не смогли поступить в другие вузы, – они считают, что это «легкая» специальность. Таких студентов в профильных вузах – около 40%.
Во всех вузах проводится стажировка. Но многие студенты на деле практику не проходят и просят поставить им печать о прохождении стажировки. Плохо и то, что практика студентов в турфирмах может не оплачиваться. Часто стажеры работают курьерами, а на такой должности мало чему научишься. Гораздо эффективнее, когда студент работает помощником менеджера по продажам.

У меня была и преподавательская практика в моем вузе. В частности, мы проводили круглые столы на тему «работа в туризме». Но усилий самих вузов, конечно, недостаточно: весь туристический рынок должен быть заинтересованным в обучении специалистов. Например, мы в рамках нашей сети проводим обучение для турагентов, облегчая им переход от книжных терминов в практическую плоскость. И туроператоры, и турагенты должны быть более открыты студентам, должны расширять систему стажировок, чаще проводить выездные семинары.

Алена Маркова, начальник центра бронирования агентской сети Global Travel

Студенты после туристических вузов не готовы к профессиональной работе. Во всех учебниках по туристическому бизнесу, которые выпускает издательство «Финансы и статистика», идет общий рассказ о том, каков туризм «изнутри», но продавать туры эти книги не учат. Кроме того, в специализированных вузах плохо обучают географии. И, наконец, психология в таких учебных заведениях преподается как общий предмет, без акцента на работу с людьми.

Поэтому людей приходится учить на практике. Человека без специального образования можно обучить продажам за месяц. Но можно и за полгода, и больше – все зависит только от желания работать.
Для того, чтобы усовершенствовать отечественное туристическое образование, вузам в первую очередь нужно проводить тренинги и семинары с представителями как турагентов, так и операторов. Представители операторов будут обучать студентов специфике работы с разными направлениями, а агенты – проводить мастер-классы по продажам. Также необходимо, чтобы менеджеры по продажам имели представления о системах бронирования отелей – таких, как GTA, Travco и т.д., о системах бронирования билетов на регулярные рейсы, правилах продажи авиаперевозок, о каждой составляющей индивидуального туристического пакета. К сожалению, на сегодняшний день этому не уделяется внимание в наших вузах,  специализирующихся на гостиничном и туристическом бизнесе.
Разумеется, в вузах должны больше уделять внимание обучению студентов работе с системами бронирования, таких, как «Мегатек», «Мастер-Тур», «САМО-Тур», «САМО-Турагент»,  и поиска туров. Выпускники, которые приходят к нам на работу, имеют об этих технологиях очень поверхностное представление, их приходится обучать практически с нуля.

Также нужно вводить в расписание узкопрофильные специальности. А для проведения занятий по географии лучше всего приглашать специалистов с геофака МГУ.

 

Добавить комментарий:
 *
 *

Интерактивные карты мира

Воспользовавшись интерактивными картами мира вы можете увидеть практически любой уголок мира не отходя от компьютера. Путешествуй по континентам и странам с туристическим порталом TurDV.ru