TURDV.ru v.2

Туристический портал

Логин:
Пароль:
Регион:   
Статьи > Современное состояние российского туристского рынка

Современное состояние российского туристского рынка

17.07.13 :: 12:31
Современное состояние российского туристского рынка

В последнее время туризм получил значительное развитие и стал массовым социально-экономическим явлением международного масштаба. Быстрому его развитию способствует расширение политических, экономических, научных и культурных связей между государствами и народами мира. Массовое развитие туризма позволяет миллионам людей расширить знания по истории своего Отечества и других стран, познакомиться с достопримечательностями, культурой, традициями той или иной страны.

С экономической точки зрения туризм — это особый вид потребления туристами материальных благ, услуг и товаров, который выделяется в отдельную отрасль хозяйства, обеспечивающую туриста всем необходимым: транспортными средствами, объектами питания, размещения, культурно-бытовыми услугами, развлекательными мероприятиями. Таким образом, туризм входит в число наиболее перспективных отраслей национальной экономики (в некоторых странах).

Туризм имеет свою историю развития. История туризма — это наука, изучающая путешествия, начиная от самых простых, наиболее элементарных в глубокой древности и до настоящего времени.

Российский туризм имеет свою историю развития. В ней можно выделить несколько периодов, каждый из которых имеет свои особенности. Немалый интерес вызывает период с 1990г, который можно назвать переходным периодом, как и всю экономику страны в эти годы.

Этот период развития российского туризма характеризуется переходом от административного регулирования туризмом к экономическому стимулированию, основанному на новых российских законах, касающихся как предпринимательства и рынка в целом, так и туристской деятельности в частности.

Можно выделить следующие особенности переходного периода:

 — переход от монопольного хозяйства к многоукладному (туристские предприятия становятся собственностью разных владельцев);
 — формирование туристского рынка на основе новых законов;
 — использование туристских ресурсов в условиях рынка на основе новых экономических и правовых отношений;
 — изменение характера спроса в связи с появлением новых видов туристских услуг (выездные шоп-туры, развлекательные и приключенческие туры, тур с целью изучения языка);
 — невостребованность материальной базы туризма(гостиницы, пансионаты, дома отдыха);
 — возникновение большого числа малых и средних туристских предприятий;
 — рост показателей выездного туризма, особенно с целью шопинга.

Формирование российского туристского рынка началось с 1990 г. Одновременно шло три процесса — распад предприятий старого типа (экскурсионных бюро, бюро путешествий); создание новых предприятий, которые впоследствии стали называться туроператорами и турагентами; модификация старых туристских предприятий путем перестройки на разработку туристского продукта, имеющего спрос у российского потребителя.

На первой этапе развития рынка разрабатывались в основном выездные туры. Многолетний дефицит выездного туризма в СССР сформировал спрос на внешний туристский продукт. Некоторые страны ввели ряд мер по привлечению российских туристов: безвизовый въезд в страны бывшего социалистического содружества(Чехия, Венгрия, Болгария и др.); упрощение визовых формальностей в Германии, Ита-лии, Испании; экономические туры для российских туристов в некоторые станы.

Большим спросом пользовались шоп-туры, туры познавательного характера, отдых в Турции, Италии, Греции, ОАЭ, развлекательный и молодежный туризм, образовательные и деловые туры, горнолыжный туризм, лечение и оздоровление, морские круизы.

Выездной характер российского туризма был обусловлен следующими причинами:

 — новизна иностранного продукта для российского потребителя (отсутствие выездного туризма в СССР);
 — упрощение порядка выезда;
 — расширение внешних деловых контактов;
 — увеличение числа предприятий и отдельных граждан, располагавших валютными средствами;
 — доступность цен на выездные туры;
 — большая конкурентоспособность иностранного туристского продукта (лучшие условия проживания и гостиничный сервис в целом, комфортабельный транспорт в турах и транстурах).

Развитию туризма был нанесен существенный урон из-за ситуации, сложившейся в России вследствие экономического кризиса в августе 1998 года. Многие фирмы переключились на разработку продукта для внутреннего и въездного туризма. Это дало возможность приостановить процесс банкротства туристских фирм и частично перераспределить сегменты на внутренний и выездной туризм.

Наиболее приоритетными направлениями внутреннего туризма стали средняя полоса и юг России. Разрабатываемые туры в основном отличались непритязательностью: отдых в курортных местах России и Украины (Сочи, Геленджик, Дагомыс, Ялта и др.), познавательный туризм (Золотое кольцо России, Нижний Новгород, Москва, Санкт-Петербург и др.), экологический туризм, сафари-туры (охота, рыбалка), речные круизы по Волге, Лене, Иртышу, Енисею, отдых, лечение.

Приоритетные направления въездного туризма: познавательный, экологический, сафари-туры (охота, рыбалка), морские круизы на Дальнем Востоке.

Необходимо отметить недостатки, тормозящие развитие въездного и внутреннего туризма:

 — нестабильность внутренней политики;
 — несоответствие дорожно-транспортной инфраструктуры международным стандартам;
 — мало строится новых и реконструируется старых аэропортов, авто- и железнодорожных вокзалов, автостоянок с высоким сервисом обслуживания (заправка, ремонт и мойка машин);
 — несоответствие гостиничной базы мировым стандартам, в частности, классности гостиниц и уровню сервиса в них;
 — завышенные цены на гостиничные и ресторанные услуги в городах;
 — несовершенство законодательного и экономического стимулирования российского въездного и внутреннего туризма на государственном и местном уровне;
 — недостаточно квалифицированная организация обслуживания туристов, что создает отрицательный имидж как конкретному туристскому центру, так и стране в целом;
 — отсутствие единой политики государства и местных властей по созданию положительного имиджа России как страны туризма.

Однако в последние годы (2000-е гг.) наблюдается тенденция улучшения развития туризма в России: увеличивается поток желающих посетить не только зарубежные страны, но и достопримечательные отечественные места, улучшается качество обслуживания, развивается детский туризм (предлагаются всевозможные детские поездки на морские курорты, в различные лагеря и зарубежные страны с познавательной и учебной целью), разрабатываются новые маршруты туров.

Развитие туризма в России в настоящее время обусловлено экономическими, политическими и культурными аспекта.

Сегодня туризм воспринимается как самый массовый феномен двадцатого века, как одно из самых ярких явлений нашего времени, которое реально проникает во все сферы общественной жизни. Туризм сегодня – это не только важная отрасль экономики, но и важная часть жизни людей.

tourlib.net

Добавить комментарий:
 *
 *

Интерактивные карты мира

Воспользовавшись интерактивными картами мира вы можете увидеть практически любой уголок мира не отходя от компьютера. Путешествуй по континентам и странам с туристическим порталом TurDV.ru