В последнее время туризм получил значительное развитие и стал массовым социально-экономическим явлением международного масштаба. Быстрому его развитию способствует расширение политических, экономических, научных и культурных связей между государствами и народами мира. Массовое развитие туризма позволяет миллионам людей расширить знания по истории своего Отечества и других стран, познакомиться с достопримечательностями, культурой, традициями той или иной страны.
С экономической точки зрения туризм — это особый вид потребления туристами материальных благ, услуг и товаров, который выделяется в отдельную отрасль хозяйства, обеспечивающую туриста всем необходимым: транспортными средствами, объектами питания, размещения, культурно-бытовыми услугами, развлекательными мероприятиями. Таким образом, туризм входит в число наиболее перспективных отраслей национальной экономики (в некоторых странах).
Туризм имеет свою историю развития. История туризма — это наука, изучающая путешествия, начиная от самых простых, наиболее элементарных в глубокой древности и до настоящего времени.
Российский туризм имеет свою историю развития. В ней можно выделить несколько периодов, каждый из которых имеет свои особенности. Немалый интерес вызывает период с 1990г, который можно назвать переходным периодом, как и всю экономику страны в эти годы.
Этот период развития российского туризма характеризуется переходом от административного регулирования туризмом к экономическому стимулированию, основанному на новых российских законах, касающихся как предпринимательства и рынка в целом, так и туристской деятельности в частности.
Можно выделить следующие особенности переходного периода:
— переход от монопольного хозяйства к многоукладному (туристские предприятия становятся собственностью разных владельцев);
— формирование туристского рынка на основе новых законов;
— использование туристских ресурсов в условиях рынка на основе новых экономических и правовых отношений;
— изменение характера спроса в связи с появлением новых видов туристских услуг (выездные шоп-туры, развлекательные и приключенческие туры, тур с целью изучения языка);
— невостребованность материальной базы туризма(гостиницы, пансионаты, дома отдыха);
— возникновение большого числа малых и средних туристских предприятий;
— рост показателей выездного туризма, особенно с целью шопинга.
Формирование российского туристского рынка началось с 1990 г. Одновременно шло три процесса — распад предприятий старого типа (экскурсионных бюро, бюро путешествий); создание новых предприятий, которые впоследствии стали называться туроператорами и турагентами; модификация старых туристских предприятий путем перестройки на разработку туристского продукта, имеющего спрос у российского потребителя.
На первой этапе развития рынка разрабатывались в основном выездные туры. Многолетний дефицит выездного туризма в СССР сформировал спрос на внешний туристский продукт. Некоторые страны ввели ряд мер по привлечению российских туристов: безвизовый въезд в страны бывшего социалистического содружества(Чехия, Венгрия, Болгария и др.); упрощение визовых формальностей в Германии, Ита-лии, Испании; экономические туры для российских туристов в некоторые станы.
Большим спросом пользовались шоп-туры, туры познавательного характера, отдых в Турции, Италии, Греции, ОАЭ, развлекательный и молодежный туризм, образовательные и деловые туры, горнолыжный туризм, лечение и оздоровление, морские круизы.
Выездной характер российского туризма был обусловлен следующими причинами:
— новизна иностранного продукта для российского потребителя (отсутствие выездного туризма в СССР);
— упрощение порядка выезда;
— расширение внешних деловых контактов;
— увеличение числа предприятий и отдельных граждан, располагавших валютными средствами;
— доступность цен на выездные туры;
— большая конкурентоспособность иностранного туристского продукта (лучшие условия проживания и гостиничный сервис в целом, комфортабельный транспорт в турах и транстурах).
Развитию туризма был нанесен существенный урон из-за ситуации, сложившейся в России вследствие экономического кризиса в августе 1998 года. Многие фирмы переключились на разработку продукта для внутреннего и въездного туризма. Это дало возможность приостановить процесс банкротства туристских фирм и частично перераспределить сегменты на внутренний и выездной туризм.
Наиболее приоритетными направлениями внутреннего туризма стали средняя полоса и юг России. Разрабатываемые туры в основном отличались непритязательностью: отдых в курортных местах России и Украины (Сочи, Геленджик, Дагомыс, Ялта и др.), познавательный туризм (Золотое кольцо России, Нижний Новгород, Москва, Санкт-Петербург и др.), экологический туризм, сафари-туры (охота, рыбалка), речные круизы по Волге, Лене, Иртышу, Енисею, отдых, лечение.
Приоритетные направления въездного туризма: познавательный, экологический, сафари-туры (охота, рыбалка), морские круизы на Дальнем Востоке.
Необходимо отметить недостатки, тормозящие развитие въездного и внутреннего туризма:
— нестабильность внутренней политики;
— несоответствие дорожно-транспортной инфраструктуры международным стандартам;
— мало строится новых и реконструируется старых аэропортов, авто- и железнодорожных вокзалов, автостоянок с высоким сервисом обслуживания (заправка, ремонт и мойка машин);
— несоответствие гостиничной базы мировым стандартам, в частности, классности гостиниц и уровню сервиса в них;
— завышенные цены на гостиничные и ресторанные услуги в городах;
— несовершенство законодательного и экономического стимулирования российского въездного и внутреннего туризма на государственном и местном уровне;
— недостаточно квалифицированная организация обслуживания туристов, что создает отрицательный имидж как конкретному туристскому центру, так и стране в целом;
— отсутствие единой политики государства и местных властей по созданию положительного имиджа России как страны туризма.
Однако в последние годы (2000-е гг.) наблюдается тенденция улучшения развития туризма в России: увеличивается поток желающих посетить не только зарубежные страны, но и достопримечательные отечественные места, улучшается качество обслуживания, развивается детский туризм (предлагаются всевозможные детские поездки на морские курорты, в различные лагеря и зарубежные страны с познавательной и учебной целью), разрабатываются новые маршруты туров.
Развитие туризма в России в настоящее время обусловлено экономическими, политическими и культурными аспекта.
Сегодня туризм воспринимается как самый массовый феномен двадцатого века, как одно из самых ярких явлений нашего времени, которое реально проникает во все сферы общественной жизни. Туризм сегодня – это не только важная отрасль экономики, но и важная часть жизни людей.
tourlib.net